Газификация дачных участков в Подмосковье
Церковь была у всех на виду. Она не пряталась
по оврагам, не скрывалась в глухом бору, не маячила туманным видением в
болотах. Божий дом возвышался на открытом, красивом и благопристойном месте и
был доступен взору любого пилигрима, с какого бока он бы не приблизился. Рядом
всегда был живой источник, река или озеро. Нашу церковь омывала Люберка и
плескался у подножия проточный пруд. Красковский храм выходил узорчатыми окнами
на пойму Пехорки, косинские святыни смотрелись в чистое зеркало Белого озера. В
Котельниках, стоявших на суходоле, прихожане специально выкопали пруд...
И вот что важно. Храмы строились на таком
расстоянии, что с одной колокольни были хорошо различимы две-три другие.
Традиции были продиктованы военной необходимостью. Завидев конную орду
печенегов или монголов, звонарь лупил во все колокола, поднимая тревогу,
предупреждая об опасности. В набат ударяли и при пожаре.
Постранствуйте по району, сами убедитесь. Из
Краскова, как на картинке, видна жилинская церковь. Из Жилина –
Котельниковская, на горе, оттуда – Николо-Угрешский монастырь... Вся наша
округа опоясана храмами.
Селения группировались в церковные приходы
(общны) со своим выборным старостой. Границы приходов не совпадали с
административным делением, тут была своя закономерность. Люберцы, Панки и
Подосинки составляли один приход. К селу Жилино, заметьте Бронницкого уезда,
относились наши Токарево, Часовня и Кирилловка. К Котельникам примыкало Чагино
Царицынской волости и сельцо Покров. А приход Капотни включал в себя целую сеть
деревень Царицынской волости: Рязанцево, Алексеево, Кишкино, Денисьево,
Гремячево. К Коренево были причислены Зенино, Мотяково, Марусино, Машково,
Овражки. К Вешнякам присоединялись Выхино, Вязовка, Жулебино. Красково
принимало прихожан из Хлыстова и Соколово-Малахово. Большое и Малое Кожухово
входили в приход Троицкое-Кайнарджи вместе с деревнями Пехорской волости
Павлино, Фенино, Руднево, Кучино. Вот такая сложилась структура православных
приходов.
Возведение храмов поручалось талантливым
архитекторам. В Котельниках церковь Казанской Богоматери достраивал Доменико
Жилярди. Преображенский собор в ансамбле Николо-Угрешского монастыря сооружал
А.С. Каминский... Наши священные достопримечательности пользовались
широкой известностью. “Московские губернские ведомости” сделали приятное
наблюдение: “От мая до сентября по большим и проселочным дорогам тянутся
богомольцы в Кузьминки, Косино, Угрешу”.
С божьим домом прихожане не расставались от
рождения до кончины. Крестили детей, совершали браки, отмечали праздники:
Рождество Христово, Крещение, Пасху. Священнослужители приобщали молодежь к
добру, культуре, к нравственным устоям. Первыми наставниками люберчан были
священник Григорий Дмитриев и дьячок Ивашко Семенов (конец 17 века), священники
Алексей Андреев и Петр Владимиров, дьякон Иван Савельев, дьячок Трофим Иванов
(18 век), священники Михаил Соколов и Василий Зимин – в 19 веке.
Привилегированное сословие, дворяне,
создавали свои домашние церкви для узкого круга семьи, что не очень-то
поощрялось. В 1779 году владелец Краскова Трубецкой просил архиепископа Платона
разрешить ему вместо ветхой церкви возвести новую, а на время строительства
проводить богослужение в барских покоях. Платон возводить церковь позволил, а
насчет богослужения в господском доме, фигушки! отказал, повелел проводить в
ближайшем храме.
В Синод с просьбой об устройстве домашней
церкви в Лыткарино обращалась и княгиня Елизавета Чернышева, но тоже
безрезультатно. Церковь редко шла на исключение из правил.
Как вы понимаете, церкви были не в каждом
селении. В отдаленных или труднодоступных их временно подменяли часовенки, или
божницы. Деревянные, а то и каменные они ставились у больших дорог, на
перекрестках, около родников. Это небольшой храм без алтаря, но с иконами и
зажженной лампадкой, где путник мог помолиться и запастись огнем (спички были
не у всех). Огоньки в часовенках призывно светились в Марусине, Бедрине,
Зенине, Хлыстове, Бронницах, а в Люберцах их было не менее двух: одна на старом
кладбище, возможно, построенная над престолом разрушенной церкви Казанской
Богоматери, другая – в Глазовском саду. В деревне Лукьянове (не ищите такой!)
приютились три часовенки, на окраинах и в центре. По ним, по приветливым
божницам, крестьяне переиначили Лукьяново в Часовню. Религиозная лексика
пришлась не по душе совдепам. Какой-то начитанный чиновник росчерком пера
превратил Часовню в деревню имени Парижской коммуны, о которой, может быть,
малограмотные крестьяне и слыхом не слыхивали. Но так было. Загляните в домовую
книгу одного часовенца, коренного русича, и прочите, что он родился в 1953 году
в деревне Парижская коммуна Люберецкого района! Но недолго часовенцы были
“парижанами”. Чиновника перевели на другую должность с повышением и все
забылось...
В массе своей люберчане были благочестивы и
сильно переживали случаи святотатства. А они были. В ночь на 23 апреля 1889
года в нашу церковь пожаловали нежеланные гости. Взломали железную решетку,
разбили стекла. Проникнув внутрь, сбили крышку со свечного ящика и похитили на
14 рублей мелочи, собранной за свечи. Да заодно восемь банковских билетов на
1682 рубля. Вряд ли это были местные мерзавцы, скорее всего,
налетчики-гастролеры.
У люберецкой церкви был свой земельный надел.
Но вскоре после хищения денег церковь продала землю коммерсанту Карлу Вейхельту
под строительство первого в Люберцах завода. Связаны ли эти два события между
собой, неясно.
Следует сказать несколько слов и о
раскольниках. В 1873 году в Московском уезде насчитывался 5821 отступник от
церковных правил богослужения. А это около пяти процентов всего населения.
Обособленных староверческих селений не было, жили вперемежку. В этой избе – хранители
старины, напротив – последователи никоновских реформ. Одни крестились двумя
перстами, другие – троеперстием. В Гремячеве придерживались старой веры 40
мужчин и 63 женщины, в Токареве – соответственно 112 и 132, в Кирилловке – 30 и
31. В Люберцах старообрядцев было 32 мужчины и 40 женщин, в Панках – 22 и 17.
Такое распространение старообрядчества объясняется прежде всего тем, что самый
яростный проповедник раскола протопоп Аввакум немало общался с нашими мужиками,
а знатная боярыня фанатичка Морозова, владелица села Котельников, во всем ему
потакала.
За годы советской власти большинство храмов и
церквей в Люберецком районе были разрушены и закрыты. Они разделили трагическую
судьбу всей Русской Православной Церкви. Большевики осуществили свой иезуитский
лозунг “Религия – опиум для народа”. На практике же оказалось, что не всякая
религия является опиумом. И не весь народ российский лишили веры путем
разрушения церквей. Взрывались и заколачивались только православные храмы. Но в
те же самые 20-е – 30-е годы XX века были построены новые синагоги в Марьиной
роще, в Малаховке и других местах. Такова на деле оказалась двойная мораль
коммунистов.